04/06/2012
НП РУССОФТ начинает публиковать серию интервью с членами правления - экспертами российского рынка заказной разработки.
Павел Адылин, председатель правления НП РУССОФТ и исполнительный
директор Artezio, рассказывает о перспективах российских поставщиков ИТ-услуг на глобальном рынке и особенностях организации распределенной работы в компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения.
В связи с замедлением роста рынка аутсорсинга разработки ПО из Индии, появляются ли какие-нибудь новые перспективы у российских поставщиков в этом секторе?
Для начала имеет смысл напомнить, что объем индийского рынка аутсорсинга разработки ПО на порядки больше российского. В России нет и в ближайшее время не будет аутсорсинговых компаний численностью в сотни тысяч человек. У нас нет такого количества программистов, зато есть достаточно развитый внутренний рынок IT услуг, который потребляет значительные ресурсы.
Конечно, когда встает вопрос об аутсорсинге, в первую очередь вспоминают Индию. Но потом, в процессе более детальной проработки возможных вариантов, начинают расставлять приоритеты. Если заказчики хотят получить низкие цены и готовы к проблемам, связанным с культурной несовместимостью, то они идут в Индию или Китай. Если хотят работать в одном часовом поясе, то американцы, например, идут в Канаду или Латинскую Америку, европейцы - в Восточную Европу. Если хотят получить более высокое качество или возникает необходимость решать неординарные и наукоемкие задачи, – работают с компаниями из Восточной Европы или с местными разработчиками. Таким образом, российские аутсорсеры в целом занимают свою нишу высокотехнологичной разработки и не так часто конкурируют с индийцами лоб в лоб.
Я считаю, что для нас лучшими заказчиками являются те, кто уже успел поработать с индийскими компаниями в прошлом. Во-первых, потому что они уже имеют некоторый опыт и знакомы с принципами построения коммуникаций и культурой удаленной разработки. Во-вторых, поскольку все познается в сравнении, такие клиенты могут по достоинству оценить глубину понимания решаемых задач нашими специалистами, уровень комфорта работы с нами и качество предлагаемых нами решений. Я убежден, что с точки зрения соотношения цена-качество или вложенные в разработку средства – достигнутый результат, мы значительно опережаем наших индийских коллег несмотря на их кажущуюся дешевизну. Это происходит потому, что при относительно низких часовых ставках индийские аутсорсеры зачастую затягивают сроки выполнения проектов, используют неоптимальные решения, что в конечном итоге приводит к производству кода низкого качества, дальнейшее сопровождение которого требует значительных средств и усилий со стороны заказчика.
Что интереснее для компаний – разработчиков ПО: российский рынок или западный?
Объем западного рынка на порядки превосходит внутреннее потребление услуг по разработке программного обеспечения. Уже поэтому он интересен для любой сервисной компании, ориентированной на рост. Этот рынок также более развит с точки зрения используемых технологий и методологий ведения проектов. Однако при этом и конкуренция среди провайдеров значительно выше, чем в России.
Поэтому для того, чтобы продавать на Западе, необходима более четкая маркетинговая стратегия, при которой компании уже не могут быть «универсальными специалистами во всем», а должны вырабатывать собственные уникальные конкурентные преимущества, обладать более узкой нишевой фокусировкой, хорошо разбираться в отраслевой специфике.
Что касается российского рынка, то сейчас он растет быстрее европейского или североамериканского. На примере компании Artezio это хорошо заметно: начиная с кризисного 2008 года доля проектов, выполненных для российских заказчиков, постоянно увеличивается. Благодаря языковому барьеру в Российской Федерации практически отсутствует конкуренция с иностранными поставщиками услуг. Особенно это касается государственного сектора. Таким образом, научившись работать в более жесткой конкурентной среде, мы предоставляем российским клиентам более качественные услуги, чем компании, имевшие опыт работы, ограниченный рамками местного рынка.
Кроме этого, в России Artezio - уже не офшорная, а локальная компания, и эта близость к нашим заказчикам позволяет нам предоставлять более широкий спектр услуг и, соответственно, получать более высокие доходы.
Какие отрасли особенно интересны для российских ИТ-провайдеров? Есть ли разница в индустриях на Западе и в РФ, откуда исходит наибольший интерес к аутсорсингу ПО?
Если говорить о западном рынке, то в первую очередь интересны финансовая сфера и ИКТ сектор. Эти отрасли традиционно формируют наибольший спрос на разработку и поддержку ПО. Кроме того, финансовые и ИКТ компании имеют в штате собственных опытных ИТ-специалистов и тщательно выстроенные бизнес-процессы , поэтому рабочий процесс с ними осуществляется более комфортно и с лучшим пониманием специфики. За время своей работы разные российские ИТ-компании в силу исторических причин могли накопить опыт в различных отраслях помимо уже названных, - эти отрасли как раз и становятся в дальнейшем «интересными». Например, для Artezio такими отраслями являются здравоохранение и логистика. В РФ в целом ситуация схожая. Можно разве что выделить растущий интерес к современным информационным технологиям со стороны госсектора, откуда приходит всё большее количество заказов. Доступ к ИТ-контрактам от госсектора США и других западных стран для нас, конечно, чаще всего достаточно проблематичен.
В Artezio есть семь офисов в различных городах/странах, ваши клиенты также находятся далеко – как удается поддерживать эффективную распределенную работу всех подразделений и коммуникацию с клиентом? Что самое сложное в распределенной работе, на ваш взгляд?
Я считаю, что успех в организации распределённой работы базируется на трех китах:
1. Открытая корпоративная культура;
2. Эффективный менеджмент и правильно организованные коммуникационные процессы;
3. Внутренняя ИТ-инфраструктура.
Остановимся немного подробнее на этих аспектах.
Когда компания делает первый шаг в направлении распределенной разработки и открывает второй офис в другом городе, бывает очень сложно убедить сотрудников работать с коллегами, которые не сидят в одном помещении. Для того, чтобы изменить подобный местечковый подход, от менеджмента требуется долгая кропотливая работа с сотрудниками по созданию новой открытой атмосферы в коллективе. Параллельно необходимо создавать эффективные процессы взаимодействия как внутри проектов, так и между отдельными подразделениями компании. Эти процессы должны быть тщательно проработаны, задокументированы, по максимуму автоматизированы и разъяснены каждому сотруднику.
С целью повышения эффективности распределенной работы у нас в компании проводятся регулярные online-митинги по обсуждению текущей стадии реализации проектов. Организуются телеконференции, на которых общаются коллеги из различных подразделений компании. Сотрудники компании, занятые на проектах, находятся в постоянном контакте, используя все доступные современные средства коммуникации, а также регулярно отчитываются по выполненной работе. Поддерживается актуальная общая база знаний проектов и ведется система трудозатрат. На различных стадиях проекта создаются рабочие группы, которые решают те или иные задачи. Проекты подвергаются регулярным аудитам силами сотрудников различных офисов. Информация о ситуации на проектах доводится до руководства и анализируется службой качества. Работа с клиентами осуществляется индивидуально, обсуждения текущей активности по проектам происходят на регулярной основе. В разработке ПО мы придерживаемся гибкого подхода (SCRUM), что позволяет нам оперативно реагировать на любые изменения в проекте.
Инфраструктура управления распределенными проектами также играет огромную роль. На сегодняшний день это сложнейшая информационная система, включающая в себя множество интегрированных друг с другом и настроенных под наши нужды программных продуктов, таких как база знаний компании, система управления требованиями, система планирования, система постановки и контроля выполнения задач, BI инструменты, средства организации взаимодействия с различными службами компании, развитые средства коммуникации между участниками проектных групп, инструменты для управления рисками, сборки и совместной работы с кодом, системы автоматизированного тестирования, review и документирования кода, распределения серверных ресурсов согласно проектным нуждам и т.д.
Artezio – сервисная компания, не существует ли планов по разработке и выводу на рынок собственных продуктов?
В обозримом будущем Artezio будет оставаться сервисной компанией. Около двух лет назад в компании появилась практика ведения внутренних инновационных проектов. В этих разработках участвуют те сотрудники компании, которые в данный момент не заняты на проектах для наших заказчиков. Мы загружаем людей интересной работой и даем возможность изучить новые технологии, которые потом предлагаем нашим клиентам.
Фактически то, что мы получаем на выходе, можно назвать программными продуктами, но они всё-таки не являются коробочными и чаще всего интегрируются в существующую у нас ИТ-инфраструктуру. Уже сейчас создано решение для безопасной отправки файлов большого объема между клиентами и сотрудниками отдельной компании ArtezioSendfile; инновационный графический редактор iVizArt, использующий технологию Microsoft Silverlight и обеспечивающий совместную работу с диаграммами через web-интерфейс по модели SaaS; облачное приложение для организации мозгового штурма SmartMinder; ряд мобильных приложений для iOS и Android устройств, например ArtezioMeetingTracker – решение для планирования встреч и ведения протоколов собраний, у которого уже несколько тысяч скачиваний на AndroidMarket. В ближайшие месяцы готовятся к выходу еще несколько мобильных приложений, о которых я с удовольствием расскажу по мере их готовности. Мы собираем идеи внутри Artezio и готовы к сотрудничеству с теми, кто хотел бы реализовывать свои инновации вместе с нами.
Поделиться
|
Мне нравится
|
28/09/2018
От баррелей к байтам25/09/2018
Петербург начертит цифровой план