Обращаем ваше внимание: новая версия сайта РУССОФТ уже доступна по адресу russoft.org. Обновите ваши закладки!
Skip to Main Content

Территории кластерного роста

17/06/2015

Очередное заседание клуба «Экспертная политика» состоится 18 июня на площадке Петербургского международного экономического форума. В формате круглого стола его участники рассмотрят перспективы Территориальных инновационно-производственных кластеров (ТИПК) в контексте опережающего развития регионов.

В ситуации ограниченности бюджетных ресурсов наиболее целесообразной стратегией является концентрация средств на приоритетных инновационных проектах, дающих мультипликативный эффект. Мировая практика показывает, что точками роста в регионах становятся Территориальные инновационно-производственные кластеры. Географическая концентрация и создание общих производственных цепочек между компаниями дает возможность снизить затраты, оптимально распределить риски, привлечь в регион новый капитал и технологии, создать добавленную стоимость.

Санкт-Петербург и Ленинградская область также делают ставку на кластеры. Некоторые из них сложились в силу исторических причин, как это произошло с судостроением, другие, как автомобильный кластер, начали формироваться в регионе достаточно спонтанно. В рамках конкретных территорий уже развиваются медико-фармацевтический, судостроительный, полимерный, аэрокосмический, арктический, ИТ, научно-технический («Императорское кольцо») и другие кластеры.

У руководства Санкт-Петербурга и Ленинградской области возникает возможность стимулировать формирующиеся сейчас в рамках петербургской агломерации Территориальные инновационно-производственные кластеры посредством различных инструментов: государственного заказа, предоставления преференций, выстраивания инфраструктуры по их поддержке.

Кластерный поток
В стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года наряду с автокластером упоминаются кластеры в области информационных технологий, радиоэлектроники и приборостроения, фармацевтики, арктический кластер.

«ИТ-кластер сформировался в нашем городе стихийно, без вмешательства государства», – отмечает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров. – Это свойственно ИТ-кластерам. Такие кластеры появляются там, где есть критическая масса инициативных и предприимчивых профессионалов». Динамика развития кластера в Санкт-Петербурге, по словам Валентина Макарова, является довольно позитивной, хотя темпы роста несколько снизились в связи с геополитической ситуацией и отсутствием артикулированной государственной политики по его развитию.

Согласно стратегии развития Ленинградской области до 2025 года в регионе должны будут появиться десять кластеров. Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов ранее говорил «Эксперту С-З», что сформировавшимися в регионе можно считать автопромышленный кластер, а также кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий. В числе потенциальных чиновник выделил еще несколько экономических единиц. К ним были отнесены кластеры в сфере судостроения, пищевой промышленности (включая агропромышленный комплекс), строительных материалов, лесопромышленного комплекса, транспорта и логистики, нефтегазохимии, ОПК, индустрии детских товаров, туризма и рекреации.

За последнюю неделю было объявлено о двух новых кластерных проектах – водном кластере, который собираются в Северной столице создавать совместно с Финляндией, а также кластер энергосбережения в ЖКХ и промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Обрыв цепочки
Всего же в двух субъектах насчитывается более десятка разнообразных кластеров. Часть из них существует в действительности, другие скорее числятся кластерами на бумаге, чем являются таковыми.

«Главной движущей силой, способной объединить предприятия-участников технологической цепочки производства конечного продукта, является осознанная необходимость кооперации как обязательное условие ведения бизнеса. По факту не состоялся автомобильный кластер, он функционирует в большей степени как набор остро конкурирующих предприятий без кооперации, обмена идеями. Многим кластерным образованиям мешает несогласованность действий и неготовность владельцев предприятий реально выстраивать работу по взаимодействию. Кто-то из кластеров замкнулся внутри своей кооперационной цепочки и не вовлекает в процесс производства малые предприятия обеспечения и обслуживания», – считает директор практики управленческого консалтинга компании «Балт-Аудит-Эксперт» Леонид Ивановский. К успешным кластерным проектам эксперт относит фармацевтический и радиотехнический кластеры.

Леонид Ивановский полагает, что приоритетными объектами экономической политики города должны быть кластеры, ориентированные на высокотехнологичное производство, в том числе связанное с импортозамещением и воссозданием утраченного научного и промышленного потенциала. К ним относятся станкостроение, инжиниринг, электроника, судостроение, производство новых материалов. «Конкурентные отрасли, вроде ИТ, или среднетехнологичные, как автомобилестроение, смогут успешно развиваться при создании позитивного делового климата; специальные программы для развития их в качестве кластеров не нужны», – добавляет эксперт.

Впрочем, импортозамещение во многих сферах скорее самоцель, чем средство для повышения конкурентоспособности продукции. «Пока никакой связи между программами импортозамещения в области ИТ и экспортом не прослеживается», – считает Валентин Макаров. По его словам, импортозамещение все еще рассматривается как самодостаточная задача и не связывается с завоеванием мирового рынка за счет повышения конкурентоспособности.

Число территориальных кластеров, появляющихся в рамках Санкт-Петербургской агломерации, растет, однако их количество пока не перешло в качество. Созданием единых производственных цепочек и полноценной кооперацией могут похвастаться только отдельные кластерные проекты. Результатом дискуссии станет принятие резолюции о мерах и инструментах государственной поддержки создания комплексной системы региональных ТИПК и привлекаемых в них преобразующих инвестиций.

Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям:
– Уже в сентябре в Петербурге откроется Центр импортозамещения и локализации – постоянно действующая площадка, которая будет работать минимум три года. Создание центра поможет запустить эффективный механизм взаимодействия производителей отечественной продукции с ее заказчиками – государственными и частными компаниями. На площадке планируется работа постоянно действующей экспозиции предприятий, которые находятся в поиске заказчиков или заказов отечественного производства. Также здесь будут проводиться тематические мероприятия – недели регионов или городских предприятий, совещания, конференции.

Кроме того, центр будет способствовать развитию петербургских промышленных кластеров. Для этой цели мы уже создали отдельную структуру – Центр кластерного развития. Он поддерживает кластерные инициативы малого и среднего бизнеса (и первые конкретные инициативы по созданию новых кластеров уже есть), а также два региональных пилотных инновационных кластера – фармацевтики и медицины, а также ИТ, радиоэлектроники и приборостроения.

Сергей Цыбуков, генеральный директор ООО «НПО по переработке пластмасс имени Комсомольской правды»:
– Недавно была создана рабочая группа по разработке концепции распределенного Территориального инновационно-производственного кластера (ТИПК). Он появится на базе полимерного кластера Санкт-Петербурга, филиала ЗАО «Атлант» – БСЗ в городе Барановичи, ассоциации предприятий по производству пресс-форм и оснастки Екатеринбурга. Данный кластер должен стать основой для опережающего развития существующих агломераций: разработки и создания термопластавтомата нового типа, совместных научно-технических центров (Центра динамических испытаний транспортной отрасли и Научно-производственной лаборатории оптоэлектроники и точного литья и др.), программ в области полимерных материалов и производства технических изделий с заданными свойствами для Транс-Евразийского пояса RAZVITIE.

До конца года заработает совместный российско-белорусский образовательный научно-технический центр по обучению, инженерно-техническому сопровождению и обслуживанию продукции филиала ЗАО «Атлант» – БСЗ – ТПА на территории Евразийского пространства. Он включает экспертно-методический центр по разработке и согласованию профессиональных стандартов по обучению, практике и квалификационным требованиям для техников, наладчиков, литейщиков ТПА, а также центр по сертификации квалификации на соответствие требованиям разработанных профессиональных стандартов.

Сергей Чернышев, научный руководитель Лаборатории институционального проектного инжиниринга (ИПИ), координатор Рабочей группы по преобразующему инвестированию:
Наша страна действительно переживает кризис, но он не столько внешний, сколько внутренний: у нас катастрофический уровень износа основных производственных фондов, в частности – инфраструктуры ЖКХ. И если ситуацию не переломить немедленно, то о каком-то развитии говорить будет уже поздно. Но для этого, как принято считать, необходимы большие и «длинные» деньги, коих нет и не предвидится.

Поэтому на данном этапе практически единственным подходом к исправлению ситуации могут стать новые экономические инструменты. Их поиску и освоению в России с недавнего времени дали «магистральную дорогу». Еще в октябре прошлого года на форуме «Россия вперед» Владимир Путин высказал тезис о том, что стране необходимы новые инструменты для реализации приоритетных экономических задачи, и одним из них может стать проектное финансирование.

Новая волна технологий проектного финансирования – преобразующее инвестирование (Impact investing) – активно развивается на Западе после кризиса 2007 г. и уже получила широкое распространение в мире. По оценкам исследовательского института Morgan Stanley, в 2014 г. каждый шестой из инвестированных долларов может быть отнесен к преобразующим инвестициям, направленным на решение социальных проблем и воплощение общественных ценностей. При этом средняя доходность по таким проектам уже превысила уровень доходности обычных инвестиций.

При участии нашей Рабочей группы по преобразующему инвестированию уже разрабатываются и реализуются проекты по модернизации регионального теплоэнергетического комплекса на базе Омской территориальной коммунальной компании, а также Тверского теплоэнергетического комплекса. Эти примеры показывают, как при сохранении социально приемлемого уровня тарифов можно не только добиться прибыльности там, где она считалась недостижимой, но и сократить в разы объем денежных инвестиций и сроки их возврата по сравнению со стандартной технологией проектного финансирования.

Тиражирование подобных проектов в сфере ЖКХ по всей стране позволит создать добавленную стоимость порядка 1,5 триллиона рублей.

Источник: «Эксперт»